Как тормозить свое развитие и заблокировать возможности.
Количество людей, искренне и непоколебимо уверенных в том, что развитие способностей и навыков зависит от наличия или отсутствия талантов, врожденных предрасположенностей, склада ума (технического или гуманитарного) и даже возраста, поражает.
Поражает в первую очередь тем, что данные убеждения сформированы не в результате собственного сенсорного опыта, а по инерции. Нам так преподносили информацию люди, которые были старше и опытнее нас, и сомневаться в их словах у нас не было причин. Более того, иногда данные утверждения были нам выгодны.
Подумайте сами, ребенок, у которого не идет изучение иностранного языка или проблемы с математикой и физикой, с удовольствием и облегчением вцепиться в утверждение о том, что у него «нет способностей к языкам» и « гуманитарный склад ума». Класс! Родители сами придумали для него потрясающую «отмазку».
Развитие нейропластичности
А теперь провокационный вопрос, который стоит задать в первую очередь тем, у кого в данное время дети учатся в школе.
Зная, что правое полушарие мозга – творческое (условно, гуманитарное), а левое — логическое (техническое), даете ли вы себе отчет в том, что внушаете ребенку?
По факту, утверждая, что у него гуманитарный склад ума, а не технический, вы косвенно транслируете: «А вот на логическую половину мозга, ты, дружочек, дебил!». Да, грубо. Но примерно так и воспримет ваше послание ребенок, а что еще хуже, он в это очень легко может поверить. И тогда, даже имея отличные возможности развить себя в сфере точных наук, он будет этого избегать. Просто потому, что не захочет тратить время на то, что ему, якобы,«не дано».
Вот так происходит, когда мы бездумно верим в придуманные кем-то классификации, когда кто-то решает за нас, что мы можем, а что нет.
Классификации сами по себе – отличная вещь для того, чтобы выявить наиболее переспективный для себя вектор развития, а не для того, чтобы исключать те, в которые, как нам (или кому-то еще) кажется, мы не вписываемся.
Все в мире относительно, и любое «авторитетное» мнение по поводу ваших способностей должно подвергаться сомнению и проверяться вами.
Приведу конкретный жизненный пример, который произошел со знакомыми. Сходив на собеседование к психологу перед поступлением в школу, что было обязательной процедурой, ребенок, веселый и общительный мальчуган, умевший в свои 7 лет довольно прилично читать, решать простейшие математические примеры, запоминающий на слух стихи с 1-2 прочтений, получил диагноз «Заторможенное психическое развитие» и рекомендацию обучаться в коррекционном классе.
Это вызвало полнейшее недоумение и возмущение родителей. Когда у мальчика попросили рассказать подробно о собеседовании, он сказал, что психолог ему не понравилась, потому что все его ответы она поправляла и разговаривала с ним «как с дурачком» (цитата ребенка), задавая ему несколько раз одни и те же вопросы. А он, в свою очередь, перестал отвечать на вопросы совсем, потому что ему стало неприятно и неинтересно.
Возникает вопрос – на каком основании был поставлен диагноз? На том, что психолог не смогла найти к ребенку подход? Кстати, поход к другому специалисту поставил все на свои места. Ребенок получил отличную характеристику и успешно учиться в одной из лучших физико-математических школ города.
Никто не может решать на что вы способны, а что вам недоступно. Никто! Только вы сами определяете что для вас важно, и только сами можете проверить, испытать свои способности.
Наш мозг способен изменяться в любом возрасте! Нейронные связи строяться в нем постоянно. Это называется нейропластичностью. А какие нейронные цепи вы будете строить в своей голове – возможностей или ограничений — это уже вам решать.