Несколько лет назад по телевидению показывали рекламу некоего банка, в котором, согласно рекламному посланию, сотрудники легко находили общий язык с любым клиентом. Сюжет был следующий. За окошком обслуживания клиентов, сидит сотрудник банка – солидная женщина лет этак 45-ти, в форменной отглаженной одежде, в роговых очках и с аккуратной прической — кичкой. Образ такой женщины — школьного завуча, серьезной и правильной во всех отношениях.
К ней подходит новый потенциальный клиент банка – молодой юноша, внешний вид которого явно указывает на его принадлежность к неформальным молодежным течениям. На голове его ирокез, одет он в кожаную «косуху» в заклепках, походка его пружинящая в и развалку, жующий жвачку. Подойдя, он плюхается в кресло, закидывает ноги на стол и, используя практически только сленг, задает свой вопрос, в соответствующей своему статусу и «крутости» манере.
И что мы видим? Солидная тетя преображается, как будто всю свою сознательную жизнь была предводителем такой же молодежной тусовки, и в полном соответствии с манерой, в тех же интонациях, используя тот же сленг, повествует молодому человеку о всех его выгодах, как клиента данного банка. После чего они подписывают договор, смеются и ударяют по рукам в подтверждение выгодной сделки.
К чему это все? А к тому, что, кроме того, что реклама довольно приятная и забавная, данный сюжет отлично, хоть утрировано, демонстрирует главную поведенческую манипуляцию – подстройку к человеку с целью вызвать у него доверие на безсознательном уровне. Делая это качественно, вы транслируете человеку на ментальном, интуитивном уровне послание : «Мы с тобой одной крови». О том, насколько это объединяет и сближает, говорить , думаю нет необходимости. Конечно, это очень обобщенная модель и в реальности все гораздо глубже и тоньше, имеет больше нюансов и разных «фишек» продуктивного общения.
Во все времена существовало и будет существовать деление на «своих» и «чужих». Это заложено инстинктом самосохранения и записано в «коде выживания» на уровне лимбической системы. Люди всегда тянуться к тем, кто на них похож. Не обязательно внешне – хотя и такие примеры есть. Чаще всего встречаются они среди молодежи – общий стиль одежды, прическа, сленг, взгляды на жизнь. Эти внешние атрибуты — самые явные и самые примитивные способы присоединения к «стае».
Во взрослой жизни акцент смещается на ценности и приоритеты. Люди делятся по группам, в которых их объединяет общая проблема или общие потребности. Они находят общие интересы, повод поговорить, пожаловаться на проблемы и почувствовать, что их понимают .
Еще один вариант, более осознанный – это группировка людей по целям. И тут мы переходим на совершенно иную ступень – люди, мыслящие стремлениями и достижениями, никогда не будут тратить свое время, эмоции и настрой на жалобы, переливать из пустого в порожнее, рассказывая подробности проблем. Эти люди ищут решения, смотрят вперед и планируют свои действия. И окружают их такие же целеустремленные люди.
«Подобное тянется к подобному» – это прописная истина.
Понимание этого процесса дает вам в руки все карты для сверхэффективного общения, манипуляции людьми и защите от воздействия, направленного на вас. О самых фундаментальных, и как ни парадоксально, самых неизвестных для большинства людей основах грамотного общения и манипуляций стоит узнавать и стоит всерьез их изучать.